вторник, 15 марта 2011 г.

Варган. С чем его едят?

Сегодня я расскажу о варгане.
Тогда я жил у двоюродной сестры и как-то вечером, читая, вдруг услышал из соседней комнаты странные монотонные, но в то же время завораживающие звуки какого-то музыкального инструмента. Несмотря на то, что инструмент звучал на одной ноте, я различил невероятную гамму разнообразных звуков то неторопливо перетекавших друг в друга, то вдруг резко обрывающихся, чтобы через секунду зазвучать с новой силой. Звук издавал маленький металлический инструмент называемый варганом.
Это было наше первое знакомство.

Послушав это великое творение рук человеческих еще два вечера, я загорелся идеей заиметь себе нечто подобное и вплотную подошел к проблеме выбора оного в интернете. Прослушав аудиозаписи звучания пары дюжин варганов, подходящих по эстетическим потребностям и материальным возможностям я выбрал 6 довольно похожих, но все же отличающихся нюансами, почувствовать которые можно только подержав инструмент в руках. Вернувшись домой я собрался и в первый же день поехал в магазин. На самом деле магазином это было назвать довольно сложно. Это была небольшая комнатка с полками, полными варганов с одной стороны и верстаком для вытачивания футляров с другой. Потратив изрядную долю терпения продавца и около 45 минут на выбор нужного варгана, к которому "лежала душа", я довольный покинул это замечательное место.
Это было мое второе, более близкое знакомство уже с моим личным инструментом.

Третье знакомство состоялось на пикнике в лесу, когда инструмент "раскрылся полностью" и показал себя во всей красе, начав издавать такие звуки, что я ненароком подумал будто мне подменили варган на более дорогой и здорово улучшенный.


Теперь немного об истории и происхождении варгана.
Инструмент этот появился в XII-XIII веке практически по всему миру одновременно. В разных местах форма его немного различается, но основная идея остается одинаковой.
Это дугообразный музыкальный инструмент с язычком для извлечения звука использующий в качестве резонатора человеческое тело, а точнее его части(язык, щеки, гортань, легкие, диафрагму). За счет изменения их объема, можно изменять обертона издаваемого звука, хотя основной тон(нота) не изменяется.
Также можно добавлять звуковые эффекты с помощью дыхания или проговаривания звуков, звукосочетаний, слов без напряжения голосовых связок.

Играют на варгане по-разному в зависимости от его формы:
  • Дугообразный варган прижимают к зубам
  • Вьетнамский пластинчатый дан мои прижимают к губам
  • Китайский коу-сян просто держат перед ртом
Дугообразный варган
Китайский коу-сян
Вьетнамский дан мои

Из-за того, что инструмент оказывается плотно прижат к зубам играющего, получается что звук поступает в мозг исполнителя двумя путями: через уши и путем вибрации челюсти(а потом и черепа). Таким образом звук приходит через уши с небольшим запозданием очень похожим на альфа ритмы головного мозга. Так шаманы выходили в измененные состояния сознания с помощью варгана и бубна. Поэтому имея варган, немного времени и желание можно "сходить проветриться" в состояние транса. Медицинский опыт же сообщает нам, что вибрации варгана улучшают кровообращение десен, уменьшает головную боль и нормализует общее состояние. Верить этому или нет личное дело каждого из нас, но могу сказать, что на своем примере убедился, что варган как минимум расслабляет, дает сил и воодушевляет на новые свершения.

Я описал свои знания, эмоции и воспоминания, связанные с этим инструментом. Если кто-либо заинтересовался данной темой, то могу посоветовать замечательный сайт, на котором варганы можно рассмотреть, послушать и даже купить.

Спасибо за внимание!

2 комментария:

  1. В первом предложении второго абзаца деепречастный оборот не выделен запятыми. И зря Вы поставили премодерацию комментариев - это очень мешает развитию дискуссии. Рекомендую оставить премодерацию только для старых записей (у меня, кажется, для всего, что старше 5 месяцев).

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Я обязательно учту все пожелания!
    Насчет премодерации: просто проморгал этот пункт в настройках.

    ОтветитьУдалить